Экологический мониторинг

В пределах городской территории все сточные воды, а также поверхностный сток (талые, дождевые и поливо-моечные воды) должны направляться в городскую канализационную сеть и после очистки отводиться в поверхностные водные объекты за городскую черту.

Контроль за сбросом производственных сточных вод в канализацию вся городская служба водоотведения в соответствии с установленными лимитами. Эта же служба в порядке самоконтроля определяет эффективность paботы общегородских очистных сооружений и соблюдение установленных норм очищенных сточных вод. Промышленные предприятия ведут самоконтроль за работой собственных локальных очистных сооружений и определяют состав сточных вод, сбрасываемых ими в городскую канализацию или в водные объекты. Экологические инспекции, санэпидемстанции в порядке государственного контроля осуществляют проверки работы очистных сооружений, состава сбрасываемых в водные объекты сточных вод и определяют влияние сбросов на состояние водных объектов — приемников сточных вод.

Наблюдения за возникновением и уровнем подтопления городской территории организует местная служба коммунального хозяйства. Она же органи работы по предотвращению и ликвидации последствий этого явления. Наблюдение за состоянием зеленых насаждений в городах, степенью повреждения их энтомовредителями и в результате фитозаболеваний также организует городская коммунальная служба.

В зеленых зонах вокруг городов наблюдения за степенью повреждения насаждений токсичными выбросами, энтомовредителями, в результате фитозаболеваний, под воздействием рекреационной нагрузки, из-за смены гидрологического режима, засухи осуществляет служба лесной охраны. Она же осуществляет комплекс противопожарных мероприятий в зеленой зоне, включая систему наблюдения и оповещения.

Контроль за санитарным состоянием городской территории осуществляют городские и районные санэпидемстанции.

Система наблюдений за состоянием окружающей природной среды, функционирующая в нормально текущем режиме, имеет название общий {стандартный) мониторинг. Получаемая от него информация дает возможность на основе оценки и прогнозирования состояния окружающей природной среды регулярно разрабатывать предложения для принятия управленческих решений.

При возникновении аварий с серьезными экологическими последствиями, в местах повышенного экологического риска и в других подобных случаях вводится в действие оперативный {кризисный) экологический мониторинг. В районе возникновения кризисной ситуации организуются наблюдения на целевой сети пунктов по определенным показателям с максимально возможной частотой. Получаемая информация обеспечивает возможность оперативного реагирования и принятия решений в целях ограничения и ликвидации последствий кризисных ситуаций и создания безопасных условий для жизни и здоровья населения.

Примером ввода в действие оперативного экологического мониторинга может служить организация системы наблюдений за состоянием городских рек в период аварии на Диканевских очистных сооружениях Харькова, которая произошла в конце июня 1995 г. Причиной аварии послужил катастрофический ливень, в результате которого при переполнении канализационного коллектора глубокого заложения была затоплена главная насосная станция, перекачивающая сточные воды из коллектора на высоту около 60 м в приемный резервуар очистных сооружений. Неочищенные сточные Воды через аварийные выпуски начали поступать в реки Харькова. С целью контроля возникшей в результате аварии экологической обстановки, своевременного принятия и реализации решений, обеспечивающих защиту здоровья населения и расположенных ниже по течению р. Северский Донец водозаборов, была введена в действие система оперативного (кризисного) экологического мониторинга. В створах, расположенных ниже аварийных выпусков неочищенных сточных вод в городские реки, через каждые 2 часа отбирались и анализировались пробы речной воды. Ситуация, связанная с загрязнением р. Северский Донец, была взята под контроль. С целью резкого сокращения объемов сточных вод, поступающих в городскую систему канализации, централизованное водоснабжение в Харькове было приостановлено. В течение всего периода ликвидации аварии население обеспечивалось питьевой водой в основном с помощью водовозок-автоцистерн. Объемы водопотребления на 1 жителя сократились с 300—350 л/сут. до 5—10 л/сут Резко сократили объемы водопотребления промышленные предприятия. Были закрыты все пляжи и другие места отдыха на реках и водоемах, которые в той или иной степени могли иметь контакт с неочищенными сточными водами. Вода харьковских рек подвергалась усиленной искусственно аэрации, применялись также другие меры для усиления самоочищающей способности рек. На Северском Донце был ограничен забор воды для централизованного питьевого водоснабжения. Используемая для водоснабжения речная вода подвергалась усиленной обработке и обеззараживанию. Организовано оперативное оповещение населения о масштабах и последствиях аварии, состоянии речных экосистем, о принимаемых мерах по локализации и ликвидации последствий аварии.

Перейти на страницу: 1 2 3

Экологические заметки

Установки на охрану окружающей среды в общественном сознании
Актуальность экологических проблем в современном обществе является неоспоримым фактом, принятая научным сообществом в девяностых годах концепция "sustainable development" ...

Региональный комплекс загрязнений окружающей среды (на примере г. Тольятти)
На современном этапе своего развития общество все больше сталкивается с проблемами обеспечения экологической безопасности сформировавшихся эколого-экономических систем и их структу ...

Экологическая обстановка в г. Новосибирске
В целом по России качество здоровья населения на протяжении последних десятилетий не только не улучшалось, что было бы естественным в условиях научно-технического прогресса во всех ...