Социально-экономическая эффективность внесенных предложений

В данных условиях становится очевидной необходимость разработки и использования нетрадиционных подходов к решению эколого-экономических проблем, изыскания новых резервов развития страны. В последние годы в условиях реформирования органов государственного экологического контроля в Российской Федерации, особую значимость также приобретает инициативная деятельность хозяйствующих субъектов, направленная на решение задач минимизации воздействия на окружающую среду, получившая название экологического менеджмента.

Как показывает анализ мирового опыта, наиболее перспективным направлением данной деятельности, одним из важных инструментов регулирования политики в области охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития и основным методом оценки эффективности системы экоменеджмента является процедура экологического аудита. Если за рубежом экологический аудит, начиная с 90-х гг. стал реальным инструментом управления в системе экологизации экономики природопользования и охраны окружающей среды, то в России работа в данном направлении только начинается. Как и всякая новая область деятельности, экологический аудит нуждается в разработке концептуальных основ, методических и организационных подходов к его осуществлению.

На данный момент в Российской Федерации необходимо смоделировать возможные варианты создания местных (городских) природоохранных органов, входящих в систему органов, осуществляющих государственный экологический контроль.

Первый вариант состоит в создании городских (местных) природоохранных органов экологического контроля в форме Управлений Ростехнадзора, входящих в его структуру и непосредственно подчиненных ему, либо самостоятельных структурных подразделений органов государственной власти субъектов РФ, осуществляющих государственный экологический контроль и подчиненных им. Такой вариант будет актуален для крупных промышленных городов и при наличии средств федерального (или регионального) бюджета на их содержание. В этом случае местный (городской) природоохранный орган создается в организационно-правовой форме учреждения, положение о котором должно утверждаться федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъектов РФ (в зависимости от подчиненности).

Второй вариант может быть связан с легальным закреплением в законе или договоре передачи отдельных государственных полномочий в сфере государственного экологического контроля органам местного самоуправления за счет субвенций из соответствующих бюджетов. Такой вариант целесообразен в случае недостатка средств федерального (регионального) бюджета на создание федеральных (региональных) местных (городских) природоохранных органов исполнительной власти.

[1] Боголюбов С.А. Современные проблемы Экологического кодекса // Экологическое право. 2005. N 6. С. 6 – 10.

[2] Арент К.П. Экономические аспекты экологизации народного хозяйства. Московский государственный университет природообустройства М.: 2001.

[3] Гостева С.С., Гостева С.Р., Лопатина С.А. Государственная политика в области экологии и охраны окружающей среды. – М.: Еврошкола, 2004. – 255 с.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Экологические заметки

Разработка программного модуля для нахождения оптимальных предельно-допустимых выбросов в атмосферу от группы источников
В нашей стране существует государственная система управления выбросами промышленных источников загрязнения атмосферы (ИЗА) [1-4]. Целью системы является достижение и поддержание на ...

Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами
С давних времен человек совершенствовал себя, как физически, так и умственно, постоянно создавая и совершенствуя орудия труда. Постоянная нехватка энергии заставляла человека иска ...

Синергизм в плане загрязняющих веществ
Уже давно предполагали, что воздух, которым мы дышим, является одним из факторов внешней среды, которые в определенных условиях могут вызывать заболевания. Однако до сравнительно н ...