Факультативные курсы в российской школе в начале XXI века и их перспективы

Важнейшее требование к организации процесса обучения – формирование положительной мотивации к изучению предмета, а одно из условий формирования мотивов и интереса – наличие образовательных потребностей. Практика обучения показывает, что большой интерес у учащихся вызывают глобальные, социально и личностно значимые проблемы, а прежде всего экологические[4;12]. При том, А.С. Макаренко отмечал, что создание профессиональной перспективы есть «ведущий метод педагогического стимулирования, который обеспечивает налаживание общественно полезной деятельности путем выдвижения перед учащимися увлекательных, значительных целей, трансформирующихся в личные стремления и желания молодых людей»[5;32], тем не менее, несмотря на понимание важности топологических проблем «…только тысяча человек готова к действию, тогда как двадцать миллионов остаются пассивными» [6;18] и пока что работать в сфере охраны окружающей среды не очень престижно.

Меж тем, к 15-16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности[8], направленность же современной профильной школы подтверждает востребованность профессий и склада ума скорее утилитарного в то время как уровень экологического сознания каждого выпускника в дальнейшем окажется небезразличным для природы, даже если он не станет впоследствии руководителем, принимающим глобальные решения, а будет простым рабочим[9;19]. В России и мире, однако, трудно отыскать достаточно учебных заведений, где присутствовало бы профильное обучение экологии, не привязанное к дисциплинам школьного курса ввиду ее межпредметного характера, что не способствует, конечно же, ни удовлетворению потребностей страны в компетентных специалистах-экологах, ни углублению разработки и использования методов диагностики способностей и склонностей к экологической деятельности, ни формированию нового типа мышления.

Поэтому, пока профессиональная ориентация в области экологии, в частности – экологии гидросферы, выносится за пределы класса, перекладывается на факультативы (отчасти – на элективные курсы), хотя изначально первые имели иную направленность.

Сегодня, когда процесс развития школы запаздывает, отстает от быстроменяющихся требований обновляющегося общества, проходит слишком много времени от осознания необходимости в применениях до реализации новых педагогических идей на практике[9;5]. Однако, будучи более «свободными», «гибкими» по природе в сравнении с классно-урочной системой факультативные курсы скорее отвечали и отвечают запросам времени и это хорошо прослеживается в их истории.

Экологические заметки

Тонкослойная хроматография остаточных концентраций пестицидов в пищевых продуктах
Химикаты (инсектициды, гербициды, фунгициды) используются для удобрения почвы, борьбы с сорняками, насекомыми и грызунами, для защиты урожая от плесени и грибков. С их помощью повы ...

Экологическая оценка состояния популяции редкого вида Касатика (Ириса) карликового
Постановка проблемы. В течение ряда лет члены детского экологического объединения «Родник» участвуют в экологических экспедициях, изучающих растительность Природного парка «Цимл ...

Влияние климатических характеристик на рассеивание вредных веществ в атмосфере на территории Иркутской области
Человек всегда хотел победить природу и обуздать ее, но для этого необходимо изучить и проанализировать процессы, происходящие в ней. В связи с возросшим уровнем градостроительства ...