Адаптация

Институты Российской академии медицинских наук (РАМН) осуществляют исследования по вопросам влияния изменения климата на здоровье населения. В частности, в мае 2008 года в Москве РАМН при поддержке ПРООН, Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), а также Арктической программы по мониторингу и оценке Арктического Совета (АМАР) провела первую рабочую международную встречу экспертов "Влияние глобальных климатических изменений на здоровье населения российской Арктики". По ее итогам была опубликована одноименная брошюра.

В 2005-2007 гг. Совет по изучению производительных сил (СОПС) совместно с Администрацией Мурманской области инициировали Проект комплексного управления Мурманской прибрежной зоной. В нем также затронуты вопросы использования новых возможностей, открывающихся перед региональным морехозяйственным комплексом, а также сопутствующие новые риски, связанные, в том числе, с изменениями климата в регионе.

В мае 2008 года в Мурманске усилиями Российского регионального экологического центра (РРЭЦ), ПРООН, Росгидромета и Администрации Мурманской области была созвана первая российская конференция по адаптации к изменению климата и намечено начать работы в регионе.

В МПР России в мае того же года была подготовлена "Стратегическая программа действий по защите морской среды от загрязнения в Арктической зоне Российской Федерации", где проблема изменения климата присутствует в явном виде и ставится задача адаптации.

Благодаря деятельности российских общественных экологических организаций, в том числе РРЭЦ, WWF-Russia, Гринпис Россия, растет осведомленность населения страны о важности проблемы изменения климата и необходимости принятия соответствующих мер адаптации.

Наконец, в апреле 2009 года российским Правительством подготовлен проект "Климатической доктрины", который представлен на рассмотрение Президента Российской Федерации. Климатическая доктрина представляет собой систему взглядов на цель, принципы, содержание и пути реализации единой государственной политики Российской Федерации в отношении изменений климата. В ней содержатся принципиальные элементы, предусматривающие совершенствование системы наблюдений за климатом, оценки климатических рисков и разработку мер адаптации к последствиям изменения климата.

В Российской Федерации пока не существует единой государственной стратегии в области адаптации. Однако принимаемые программы развития отраслей экономики или регионов в той или иной степени учитывают тенденции изменения климата. Реализация Концепции долгосрочного развития Российской Федерации также потребует учета климатических факторов при разработке конкретных программ, направленных на достижение запланированных Концепцией целей (развитие добывающей промышленности, транспортной системы, водных ресурсов, сельского хозяйства, а также развитие регионов, в том числе Арктики). Принятие Климатической доктрины может послужить основой принятия некой программы, стратегии по адаптации к изменениям климата.

Существенным пробелом в знаниях для разработки эффективной адаптационной политики в России является отсутствие экономических оценок последствий изменений климата и оценок "затрат и выгод" возможных адаптационных мер. Пока еще очень слаба законодательная база: нет ни национальной адаптационной стратегии, ни подобных стратегий на уровне регионов или отдельных отраслей.

Можно сказать, что процесс адаптации в России находится в настоящий момент на стадии изучения и планирования. Однако пора переходить к практическим действиям – к разработке конкретных адаптационных стратегий. Разработка таких стратегий в России требует индивидуального подхода к каждой отдельной отрасли и каждому отдельному региону с учетом его природных и социально-экономических особенностей. Проведение таких работ затруднительно в рамках одного федерального органа исполнительной власти ввиду недостатка компетенции и ограниченности бюджетных средств. Здесь также необходимо сотрудничество и согласование действий между различными административными уровнями, а также максимальное вовлечение в процесс адаптации всех заинтересованных сторон, включая лиц, принимающих решение, представителей деловых кругов, науку, общественность.

Перейти на страницу: 1 2 

Экологические заметки

Химический состав снежного покрова Гомельского района в 2001-2003 гг.
Проблема выпадения кислотных осадков, возникшая в середине прошлого столетия, проявилась в ряде регионов мира такими негативными последствиями, как закисление поверхностных вод с ...

Управление охраной окружающей среды на муниципальном уровне
Перспективы развития экономики страны, в значительной степени, определяются состоянием природных ресурсов. В такой ситуации необходима реализация политики, нацеленной на обеспечени ...

Соблюдение принципов экологии в лакокрасочной промышленности
Лакокрасочные материалы составляют довольно широкий круг материалов, используемых в практике. Это и эмали, и растворители, и грунтовки. Самую большую опасность для окружающей среды ...