Методические разработки

Следующий раздел посвящен систематическому обзору наиболее распространенных пресноводных животных, проводимому с морфолого-экологическим уклоном.

Наконец, третий раздел содержит сведения об особенностях популяций водных животных, образуемых ими биоценозах и экосистемах, а также экологические аспекты проблемы чистой воды и охрана водных экосистем.

Рабочая программа рассчитана на студентов 4 курса ОП биологического отделения биологического факультета.

Цели и задачи изучения дисциплины

Цель дисциплины «Экология пресноводных животных» – ознакомить студентов с основами гидробиологии и водной экологии, основными группами гидробионтов, их морфоэкологическими особенностями, методами исследования пресноводных животных, научить их проводить биоиндикационные и биомониторинговые исследования водоемов.

Задачи дисциплины:

- получить представление о воде как среде обитания животных;

- изучить особенности жизнедеятельности гидробионтов;

- ознакомиться с основными группами гидробионтов;

- изучить адаптационные механизмы различных экологических групп пресноводных животных;

- овладеть методиками сбора и камеральной обработки различных групп гидробионтов;

- освоить биоиндикационные методы оценки качества поверхностных вод на примере речных гидроэкосистем КБР.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения теоретического курса «Экология пресноводных животных» студенты должны:

- иметь представление о воде как одной из сред обитания животных;

- знать особенности жизнедеятельности гидробионтов;

- знать экологические группы пресноводных животных, их адаптивные к среде обитания черты;

- владеть методиками сбора и камеральной обработки различных групп гидробионтов;

- освоить биоиндикационные методы оценки качества поверхностных вод;

- знать необходимую информацию о водных экосистемах КБР и методики ведения на них биологического мониторинга.

Чтение лекционного курса и проведение лабораторных занятий будет базироваться на ресурсах Музея живой природы КБГУ и Гидробиологической лаборатории. Также будут использованы демонстрационные материалы: влажные и микропрепараты, разнообразный раздаточный материал (в том числе и краеведческий), таблицы, слайды, презентации, меловые рисунки, видеоматериалы.

Номер семестра

Учебные занятия, час

Число курсовые проекты (работ), расчетных заданий

Форма итоговая аттестация (зачет, экзамен)

Общий объем

Аудиторные

СРС

всего

лекции

лабор.

практ.

VIII

50

36

18

18

-

7

-

зачет

Тематический план дисциплины

Наименование разделов и тем

Аудиторные часы

Всего

Лекции

Лабораторные занятия

VIII семестр

Введение

2

2

-

Вода как среда обитания животных. Основы жизнедеятельности водных животных

8

4

4

Жизненные формы гидробионтов и их приспособления к среде обитания

8

4

4

Пресноводные водоемы и их население

10

4

6

Особенности популяций водных животных, биоценозов и экосистем

2

2

-

Экологические аспекты чистой воды. Биоиндикация и биомониторинг пресных вод

6

2

4

Перейти на страницу: 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Экологические заметки

Экологическая безопасность и экологические риски
Человек по своей природе стремится к состоянию защищенности и хочет сделать свое существование максимально комфортным. С другой стороны, мы постоянно находимся в мире рисков. Угро ...

Расчет показателя прибыльности от вложенного капитала в совершенствование природоохранных мероприятий
В начале своего реферата я хотела бы обосновать мою тему. Актуальность данной темы – получение максимальной прибыли от вложенного капитала в развитие природоохранных мероприяти ...

Современная экология как междисциплинарный комплекс знаний
Данная работа посвящена изучению пагубного влияния человека на окружающую среду. Проблема, представленная в вопросах очень актуальна, и отвечая на них, я старалась максимально ...