Методические разработки
Следующий раздел посвящен систематическому обзору наиболее распространенных пресноводных животных, проводимому с морфолого-экологическим уклоном.
Наконец, третий раздел содержит сведения об особенностях популяций водных животных, образуемых ими биоценозах и экосистемах, а также экологические аспекты проблемы чистой воды и охрана водных экосистем.
Рабочая программа рассчитана на студентов 4 курса ОП биологического отделения биологического факультета.
Цели и задачи изучения дисциплины
Цель дисциплины «Экология пресноводных животных» – ознакомить студентов с основами гидробиологии и водной экологии, основными группами гидробионтов, их морфоэкологическими особенностями, методами исследования пресноводных животных, научить их проводить биоиндикационные и биомониторинговые исследования водоемов.
Задачи дисциплины:
- получить представление о воде как среде обитания животных;
- изучить особенности жизнедеятельности гидробионтов;
- ознакомиться с основными группами гидробионтов;
- изучить адаптационные механизмы различных экологических групп пресноводных животных;
- овладеть методиками сбора и камеральной обработки различных групп гидробионтов;
- освоить биоиндикационные методы оценки качества поверхностных вод на примере речных гидроэкосистем КБР.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения теоретического курса «Экология пресноводных животных» студенты должны:
- иметь представление о воде как одной из сред обитания животных;
- знать особенности жизнедеятельности гидробионтов;
- знать экологические группы пресноводных животных, их адаптивные к среде обитания черты;
- владеть методиками сбора и камеральной обработки различных групп гидробионтов;
- освоить биоиндикационные методы оценки качества поверхностных вод;
- знать необходимую информацию о водных экосистемах КБР и методики ведения на них биологического мониторинга.
Чтение лекционного курса и проведение лабораторных занятий будет базироваться на ресурсах Музея живой природы КБГУ и Гидробиологической лаборатории. Также будут использованы демонстрационные материалы: влажные и микропрепараты, разнообразный раздаточный материал (в том числе и краеведческий), таблицы, слайды, презентации, меловые рисунки, видеоматериалы.
Номер семестра |
Учебные занятия, час |
Число курсовые проекты (работ), расчетных заданий |
Форма итоговая аттестация (зачет, экзамен) | |||||
Общий объем |
Аудиторные |
СРС | ||||||
всего |
лекции |
лабор. |
практ. | |||||
VIII |
50 |
36 |
18 |
18 |
- |
7 |
- |
зачет |
Тематический план дисциплины
Наименование разделов и тем |
Аудиторные часы | ||
Всего |
Лекции |
Лабораторные занятия | |
VIII семестр | |||
Введение |
2 |
2 |
- |
Вода как среда обитания животных. Основы жизнедеятельности водных животных |
8 |
4 |
4 |
Жизненные формы гидробионтов и их приспособления к среде обитания |
8 |
4 |
4 |
Пресноводные водоемы и их население |
10 |
4 |
6 |
Особенности популяций водных животных, биоценозов и экосистем |
2 |
2 |
- |
Экологические аспекты чистой воды. Биоиндикация и биомониторинг пресных вод |
6 |
2 |
4 |
Экологические заметки
Экологическая безопасность и экологические риски
Человек по своей природе
стремится к состоянию защищенности и хочет сделать свое существование
максимально комфортным. С другой стороны, мы постоянно находимся в мире рисков.
Угро ...
Расчет показателя прибыльности от вложенного капитала в совершенствование природоохранных мероприятий
В начале своего реферата я хотела бы обосновать мою тему. Актуальность
данной темы – получение максимальной прибыли от вложенного капитала в развитие
природоохранных мероприяти ...
Современная экология как междисциплинарный комплекс знаний
Данная работа посвящена изучению пагубного влияния человека на окружающую
среду. Проблема, представленная в вопросах очень актуальна, и отвечая на них, я
старалась максимально ...