Разработка мер по обеспечению безопасности населения Юго-Западного района г. Москва

Возможно, низкий уровень экологической культуры является основной причиной нарушения законодательства об охране окружающей среды. Однако здесь важно иметь в виду, что экологическая культура вряд ли может быть сформирована посредством каких-либо специальных кампаний, изолированно, поскольку представляет собой часть культуры вообще и, следовательно, принципиально зависит от повышения общего культурного уровня граждан и общества в целом. Правовые средства не являются приоритетными в этой сфере, где традиционно действенны моральные, этические, религиозные, психологические, художественные средства воздействия. В этом смысле принятие Закона об экологической культуре (проект находится на рассмотрении с 2000 г., включен в план работы Комитета Государственной Думы по экологии на текущий год) не сможет радикально изменить ситуацию, как не изменили ее в региональном масштабе принятые в ряде субъектов Федерации законы об экологическом образовании и культуре (Волгоградская, Иркутская, Камчатская, Костромская области, Республика Якутия и др.). Впрочем, избегая избыточного нормативного регулирования, правовые средства не надо и недооценивать: опыт развитых стран показывает, что ужесточение наказания за экологические правонарушения в совокупности с иными мерами ведет-таки к повышению экологической культуры населения. На юридическом языке речь идет о превентивной функции права. В целом, если улучшение дел в сфере экологической культуры государство действительно решит считать приоритетной задачей, то экологию надо будет рассматривать как идеологию, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Нормирование и лимитирование в сфере охраны окружающей среды и природопользования является одним из наиболее значимых средств государственного регулирования. В настоящее время институт нормирования требует особого внимания и законодателя, и правоведов, поскольку экологические нормативы не выполняют должным образом свою функцию ограничителя воздействий на отдельные природные объекты и окружающую среду в целом. Далеко не все известные виды воздействий вообще как-либо нормируются. Юридически ущербны лимиты временно согласованных выбросов и сбросов. Практика установления нормативов предельно допустимых воздействий (нормативов выбросов, сбросов, лимитов размещения отходов) показывает, что они все более утрачивают непосредственную связь с нормативами качества окружающей среды, на которых должны основываться, и фактически исходят из реальных возможностей хозяйствующих субъектов.

В перспективе экологическое нормирование будет развиваться под влиянием принятия технологических регламентов и предстоящего (планируемого) перехода на нормирование по принципу наилучших доступных технологий. По существу, предстоит отход от действующей системы индивидуального нормирования к новой регуляционной модели. Новая идеология экологического нормирования, основанная на технологических требованиях к производству и экологических требованиях к технологиям, еще практически не исследована в правоведении.

Другая сторона института нормирования и лимитирования связана со сферой добывания, извлечения природных ресурсов. В этой части основная задача лимитов и норм состоит в обеспечении рационального природопользования, что особо актуально применительно к невозобновляемым ресурсам - полезным ископаемым. К примеру, по экспертным оценкам, сейчас коэффициент извлечения нефти не превышает 30%, и при таких потерях трудно говорить о рациональности недропользования. Действующий Закон РФ "О недрах" возлагает на недропользователей обязанность по недопущению сверхнормативных потерь полезных ископаемых, но никак не регулирует собственно нормативы потерь. Внесенный Правительством РФ в Государственную Думу проект нового Федерального закона "О недрах" вводит нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче. С другой стороны, в целях сохранения природных богатств, предотвращения их истощения и деградации природно-ресурсовым законодательством устанавливаются нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды - расчетная лесосека, лимиты забора воды, квоты изъятия объектов животного мира. Однако законодательство о недрах и в этой части пробельно - не установлены нормативы допустимого изъятия полезных ископаемых.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Экологические заметки

Флора и растительность Южного берега Крыма
Богатая крымская флора насчитывает более 2700 видов (это 58 процентов флоры всей Восточной Европы), из них более 1500 видов растений обитают на Южном берегу Крыма. При этом свыше п ...

Система составов экологического преступления
Состояние природы России можно охарактеризовать как экологический кризис, подобный тому, что наблюдался в США в 70-х годах. Тогда американцы своевременно осознали опасность и адекв ...

Разработка комплекса мер по оценке воздействия на окружающую среду
Актуальность работы: Ушедшее столетие ознаменовалось резким обострением противоречий в сфере «общество - природа». С одной стороны удовлетворение растущих потребностей населения в ...