Разработка мер по обеспечению безопасности населения Юго-Западного района г. Москва
Принципиально важным инструментом обеспечения соблюдения природоохранных требований является экологический контроль. Есть потребность в дополнительном правовом урегулировании всех видов экологического контроля - государственного, производственного и общественного. Применительно к государственному контролю можно говорить о совершенствовании порядка его осуществления и порядка выдачи разрешительных документов. Применительно к производственному - например, о включении основных требований к его организации и проведению в общий технический регламент по экологической безопасности. Наименее урегулированным является общественный экологический контроль, в сфере осуществления которого ряд наиболее важных положений может быть определен только на уровне федерального закона. В целом есть основания для постановки вопроса о принятии Федерального закона "Об экологическом контроле" (включен в план законопроектных работ Комитета Государственной Думы по экологии на 2007 г.). Всегда актуально материально-техническое обеспечение аналитической составляющей государственного экологического контроля как основы формирования доказательственной базы.
Ужесточение санкций за экологические правонарушения, в том числе увеличение фиксированных размеров взысканий за причинение вреда, вызывает возражение, пожалуй, только с позиции роста издержек производства. Однако возникающие затраты будут побуждать загрязнителей к техническому переоснащению и модернизации производства и потому впоследствии компенсируются в результате снижения его экологической емкости и соответствующих платежей, а также повышения конкурентоспособности.
Принципиальное значение для состояния и перспектив развития всего экологического законодательства имеют вопросы реализации и защиты права граждан на благоприятную окружающую среду и связанных с ним прав, в первую очередь - права на своевременное получение полной и достоверной экологической информации и права на возмещение вреда здоровью, причиняемого экологическими правонарушениями, а также возникающего в результате природных и техногенных чрезвычайных ситуаций или связанного с проживанием на экологически неблагополучных территориях.
Отчасти вопросы защиты экологических интересов населения могут быть решены в Федеральном законе об экологически неблагополучных территориях (существует вариант законопроекта, который, однако, не был поддержан Правительством). В таком Законе должен быть урегулирован процесс образования и правовой статус зон экологического бедствия. Неотъемлемой частью Закона должен стать комплекс норм, направленных на обеспечение льготных социально-экономических условий проживания населения на данных территориях.
Учитывая существенные юридические особенности экологического вреда, причиняемого здоровью населения, необходимо внести ряд поправок в экологическое, гражданское, гражданское процессуальное и иное законодательство, направленных на выравнивание процессуального положения пострадавших граждан с причинителями вреда, что необходимо для практической реализации существующих норм общего характера. В настоящее время практика судебной защиты права на возмещение такого вреда отсутствует, и в основном - по причинам невозможности преодоления гражданами трудностей процедур получения необходимой информации и доказывания.
Социально острыми и нередко конфликтными остаются информационные споры, в которых конкурируют нормы о режиме экологической информации и информации с ограниченным доступом. Принцип открытости информации о состоянии окружающей среды должен быть согласован с правовым режимом государственной тайны посредством установления критериев, позволяющих принимать решения на основе баланса экологических и иных национальных интересов.
Учитывая, что помимо выбросов и шума эксплуатация автомобилей связана с оказанием и других негативных воздействий (например, отторжение все новых территорий для расширения полос движения и организации стоянок, захламление территорий брошенными старыми авто) и затрагивает, кроме природоохранных, множество других видов отношений, в частности, в сфере права собственности, свободы передвижения, предпринимательской деятельности, организации дорожного движения, есть предпосылки к интегрированному регулированию экологической безопасности автомобильного транспорта в рамках специального федерального закона. В частности, только на этом уровне могут быть введены налоги на граждан-автовладельцев, которые должны дифференцироваться в соответствии с введенной экологической классификацией автомобилей. При всей непопулярности у населения каких-либо дополнительных платежей, в решение проблемы сокращения автомобильных выбросов рано или поздно будут включены методы экономического стимулирования к повышению экологичности автомобиля и сокращению поездок. Поскольку прямое ограничение невозможно, то иных эффективных методов, кроме удорожания пользования автомобилем, не изобретено. Хотя права человека официально не ранжированы по их приоритетности, принятие такого рода решений обосновывается очевидной первостепенной значимостью права на жизнь и здоровье, которое во все большей степени зависит от состояния окружающей среды. Тем более справедлива такая постановка вопроса с точки зрения защиты экологических интересов граждан, не являющихся автовладельцами.
Экологические заметки
Разработка программного модуля для нахождения оптимальных предельно-допустимых выбросов в атмосферу от группы источников
В нашей стране существует государственная система управления выбросами
промышленных источников загрязнения атмосферы (ИЗА) [1-4]. Целью системы
является достижение и поддержание на ...
Физико-химические методы определения остаточных концентраций хлорорганических пестицидов в продуктах питания
Пестициды являются единственным
загрязнителем, который сознательно вносится человеком в окружающую среду.
Применение пестицидов позволяет получать стабильные урожаи и ограничивать
...
Техника улучшения качества природных вод
Курсовой проект выполнен на основании задания на
проектирование, в котором приведены исходные данные и вопросы, требующие
разработки при проектировании.
Исходные данные:
– кр ...